Сведения об образовательной организации
Услуги сотрудникам и студентам
2023 Год педагога и наставника
2023 год Указом Президента России Владимира Путина
объявлен Годом педагога и наставника.
Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность
Президент российской Федерации Владимир Путин
«В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год – год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского – будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам. Будет Год учителя, Год педагога.
То, какой должна быть современная школа: ее инфраструктура, оснащение, уровень обучения, организация внешкольного образования, кружков, спортивных секций, – все это важно. Здесь важен не только труд учителя, но и участие самих учеников и, безусловно, родителей. Потому что только общие дела могут создать школу, в которой интересно учиться, которая притягательна своими возможностями в раскрытии таланта ребят, в подготовке их ко взрослой жизни»
План региональных мероприятий в рамках проведения года педагога и наставника в 2023 году (проект)
План мероприятий ОмТК в рамках реализации Года педагога и наставника в России в 2023 году
Константин Дмитриевич Ушинский(1824–1871)
Родоначальник научного подхода к педагогике в России. Родился в Туле в небогатой дворянской семье отставного офицера, а детство провёл в маленьком уездном городе Новгород-Северский (Украина), где его отец получил назначение на должность судьи. Мать рано умерла, и после её смерти 11-летний Костя большую часть времени был предоставлен сам себе, поэтому сильно пристрастился к чтению и глубоким размышлениям.
Учился Ушинский на юрфаке Московского университета. Там в то время преподавал профессор философии государства и права Пётр Редкин, который, «заразил» Ушинского интересом к педагогике как к науке, которая способна менять людей и общество в целом к лучшему. После окончания университета Константин Дмитриевич начал преподавать в Демидовском юридическом лицее. Но для тамошней удушливой атмосферы он оказался слишком вольнодумным — и, как бы сейчас сказали, «его ушли». Но спустя четыре года Ушинский вернулся в педагогику, прославился и начал ломать стереотипы.
В 1854 году Ушинскому удалось устроиться учителем русской словесности и юридических предметов в Гатчинский сиротский приют. Это заведение славилось жестокими методами воспитания. За пять лет работы там Ушинскому удалось изменить местные порядки, искоренить доносительство и воровство среди воспитанников. Однажды он обнаружил в лицее пыльный шкаф с никому не нужными книгами по педагогике – и нырнул в них с головой. «Боже мой! – от скольких бы грубых ошибок был избавлен я, если бы познакомился с ними прежде, чем вступил на педагогическое поприще!» – вспоминал он потом.
Это открытие вдохновило Ушинского, он стал публиковаться в «Журнале для воспитания», и на его свежие идеи обратил внимание сама императрица Мария Александровна. Он показался ей подходящей кандидатурой для реформ в Смольном институте благородных девиц, о которых она давно задумывалась. Институт тогда представлял собой просто пародию на образование – воспитывавшиеся там девицы толком ничего не знали, кроме французского, и выпускались жеманными невеждами.
Так в 1859 году 35-летний Ушинский стал инспектором классов Смольного института. Эта должность – что-то вроде завуча учебной части, главного по содержанию и методикам обучения. Ушинский везде был реформатором, но в Смольном впервые получил на это высочайший карт-бланш. Он изменил жизнь института кардинально – заменил механическую бездумную зубрёжку, которая там раньше была единственным методом, на настоящее преподавание и обучение, поменял учителей. При нём девушек начали обучать естественным наукам (раньше считалось, что им это ни к чему), а ещё он открыл дополнительный старший класс, в котором могли остаться выпускницы, желавшие получить профессию домашней учительницы. Но главное, Ушинский поменял мировоззрение институток, включил у них живое мышление и постарался сделать более свободной царившую там атмосферу ханжеской морали и подавления индивидуальности.
После этого Ушинский уехал изучать и описывать опыт передовых европейских школ. К педагогической практике он больше не вернулся, но написал первые массовые учебники и руководства для начального обучения «Родное слово» и «Детский Мир. Хрестоматия», а ещё двухтомный фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», занимался общественной деятельностью.
Педагогические идеи Константина Ушинского
Ушинский придерживался и последовательно развивал много идей:
- Образование должно быть обязательным для всех вне зависимости от сословия. Женщины имеют такое же право на образование, как и мужчины (напомним, в педагогику Ушинский пришёл ещё до отмены крепостного права, а за равные права на образование женщины в Российской империи боролись вплоть до революции 1917 года,так что эти его идеи сильно опередили время).
- Педагогика не может опираться лишь на личный опыт учителя, ведь тот может оказаться ошибочным. Она должна опираться на теорию, то есть всестороннее изучение человека и систематизированный опыт. Поэтому педагогические идеи должны развиваться в университете, опираясь на науку. Так, в «Человеке как предмете воспитания» Ушинский подробно описывал не только психологию, но и физиологию человека. Благодаря этому он объяснял, например, почему дети не могут долго заниматься одним монотонным делом и почему обучение для них должно быть наглядным.
- Обучение – не механическая зубрёжка, а развитие умственных способностей ученика, наблюдательности, воображения, фантазии, желания и способности дальше приобретать знания самостоятельно. Обучение должно быть сознательным, то есть до учащихся нужно донести, зачем они учатся и чему в итоге научатся.
- Обучение должно быть системным и последовательным. От конкретного – к отвлечённому, от знакомого – к незнакомому, от единичного – к сложному, от частного – к общему. В учебном материале нужно определённым образом расположить материал для повторения и практические задачи. Это обеспечит прочность знаний. Важно научить применять знания на практике, оперировать ими в разных ситуациях.
- Задача первоначального обучения – сделать серьёзное занятие увлекательным для ребёнка. Но с увлекательностью важно не переборщить. Если превратить вообще всё обучение в игру, то ребёнок не сможет дальше осваивать не очень интересные, но важные знания. Он должен привыкнуть к тому, что обучение — всё-таки труд.
- Главная задача педагогики – воспитание нравственности, а не наполнение головы знаниями. Обучение – лишь средство воспитания. Школа должна готовить человека к жизни и труду.
- Воспитание должно быть гуманным. Физические наказания и унижения неприемлемы. Воспитание – это убеждение личным примером, а не слепое повиновение.
- Воспитание и образование должны учитывать культурные и языковые особенности народа. Однако это не значит, что русская школа должна быть какой-то уникальной, «не как у людей». Законы души и её развития везде одинаковы.
Стихотворения, посвященные педагогам...
М. Калужская "Вы постоянно на передовой..."
В. Тушнова "Если б не было учителя"
А. Дементьев "Не смейте забывать учителей!"
2023 - год педагога и наставника
Электронные ресурсы в помощь проведению меропритий
Виртуальная выставка "Антология педагогической мысли"
ул. 21-я Амурская, д. 15 Тел.: +7 (3812) 61-19-02
Email: post@omtc.omskportal.ru
Есть такая Профессия - Родину защищать